Как нас огорошивают или Кому интересны фокусы с этикетками?

В условиях рыночной конкуренции каждый производитель старается преподнести свой товар броско и эффектно. Маркетологи давно подметили: наилучшая реклама — грамотно подобранная упаковка. И это правило неплохо срабатывает. Концентрируя свое внимание на яркой глянцевой картинке, покупатели забывают, что главное в “продажной одежке” — ее обратная сторона, где содержатся важные сведения о качестве и свойствах продукта.

Порой создается впечатление, что информация на упаковке того или иного товара как будто умышленно замаскирована. Согласитесь, не так-то просто разглядеть “иероглифы”, нанесенные черной краской на темную крышку бутылки молока или йогурта, разобраться в составе мороженого, рецепт которого можно прочесть, лишь развернув его обертку. Видимо, поэтому бывалые шопоголики в магазин без лупы не ходят.

Но большинству вечно спешащих граждан некогда разгадывать подобные ребусы. А ведь за мелкими обозначениями на этикетках как раз и “прячутся” ингредиенты, о которых мы даже не подозреваем — консерванты, красители, ароматизаторы.

Недавно и я поплатилась за невнимательность, купив в магазине банку консервированного зеленого горошка. Пока ее не вскрыла, считала, что приобрела уже знакомый мне продукт известной венгерской марки.

Иллюстрация на жестянке демонстрировала поблескивающий боками нежный аппетитный горох. Однако то, что я увидела внутри, заставило насторожиться. Банка была доверху заполнена мутной жидкостью и лишь до половины — горохом, который оказался не зеленого, а желтовато-горчичного цвета, к тому же твердым и жестким на вкус.

После такого “сюрприза” я внимательно присмотрелась к надписям на этикетке и обнаружила, что передо мной созвучное известному консервному бренду название, но от российского производителя. Чуть ниже довольно крупно было выведено: “Горошек зеленый салатный”. Рядом мелкими буквами размером не более миллиметра уточнено: “Горошек зеленый сушеный, отварен в процессе консервирования”.

— Что вы хотите, он же дешевый. А салат можно сделать из чего угодно, — отшутилась продавец, когда позже я попыталась высказать ей претензии. — В следующий раз смотрите что покупаете.

Чтобы не наступать дважды на одни и те же грабли, отныне зеленый горошек приобретаю лишь в стеклянных банках и от белорусских производителей, где уж точно все прозрачно.

Вычислить, какие специи покупать правильнее, оказалось не менее сложным заданием. Помня о том, что натуральные приправы самые полезные, присмотрела на прилавке именно такие.

На лицевой части глянцевого пакета большими буквами значилось: “Укроп, петрушка и овощи”, чуть ниже — “100% отборные травы и морская соль”. Но прочитав на обратной стороне упаковки состав, выяснила, что блестящий кулек наполнен не только растительными компонентами. Здесь значились и такие ингредиенты, как соль, сахар, крахмал, усилители вкуса и аромата: глютамат, инозинат, гуанилат натрия, ароматы, идентичные натуральным, растительный жир. Сушеный укроп я нашла только в конце списка.

К сожалению, подобные открытия — далеко не все подводные камни, которые встречаются на пути неискушенных завсегдатаев продуктовых отделов.

Эксперты общества защиты потребителей рассказали, что многие покупатели жалуются на фокусы с этикетками. То надписи на них “случайно” стираются из-за того, что продукция длительный срок пролежала в холодильнике, то данные о составе продукта отсутствуют, а продавец мотивирует это тем, что их попросту отрезали вместе с куском ветчины или колбасы. Особенно удивляет, когда продукт в стандартной таре вдруг теряет в весе! Привычная упаковка крупы, бутылка молока и глазированный сырок, не меняясь в цене, вдруг становятся легче на десятую, а то и на пятую часть.

— Подобные уловки в оформлении упаковки или этикеток вполне можно расценить как преднамеренное введение покупателя в заблуждение, — считает специалист-эксперт общества защиты потребителей Игорь Ковбаса. — Поэтому внимательно читайте информацию не только на лицевой, но и на обратной стороне этикетки, досконально изучайте состав продукта. Если же сведения неразборчивы или их недостаточно, обращайтесь за разъяснениями к продавцу или к администрации торговой точки. Разумеется, попытки отвлечь покупателя от реального качества продукта броскими картинками и отвлекающими надписями не могут быть бесконечными. Пользующиеся нечестными приемами производители должны осознать, что рано или поздно потребители просто-напросто станут игнорировать их продукцию. Благо выбор на прилавках продуктовых магазинов сегодня огромный.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Покупая полуфабрикат, не довольствуйтесь только названием, к примеру, “колбаски крестьянские”. Ищите на упаковке информацию о том, что это за полуфабрикат (рубленый, крупнокусковой, фаршированный, в тесте, охлажденный, замороженный).

В названии продукта запрещено указывать ингредиенты, которые в нем не содержатся. (К примеру, мороженое носит название “шоколадное”, а на самом деле содержит лишь какао или ароматизатор со вкусом шоколада. Правильно сформулированное название в таком случае может быть: “мороженое с какао” или “мороженое со вкусом шоколада”).

Имейте в виду, что ингредиенты в составе продукта указываются в порядке убывания их массовой доли. Те ингредиенты, которых в продукции содержится менее 2% от общей массы, могут указываться в самом конце списка.

Если покупаете продукт в рассоле, сиропе, заливке, то наряду с указанием его общей массы обязательно ищите и массу основного продукта.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник отдела технического нормирования и стандартизации пищевой и сельскохозяйственной продукции БелГисс Людмила Скорина рассказала, как правильно читать этикетки на продуктах: —

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза “Пищевая продукция в части маркировки”, маркировка в общем случае должна содержать: наименование продукта, его состав, количество, дату изготовления, срок годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, импортера, рекомендации по использованию продута, показатели его пищевой ценности, сведения о наличии компонентов ГМО, единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС.

sb.by

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

В Минобразования рассказали, введут ли обязательную отработку для платников

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили продажу стирального порошка Ariel и капсул Tide

28 марта 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси на 1 января 2024 года проживало около 9,15 млн человек

28 марта 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

29 марта – прямая телефонная линия с начальником 11 управления ГУБОПиК МВД

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Дни Могилевской области пройдут с 29 марта по 22 апреля на ВДНХ в Москве

28 марта 2024
В МИРЕ

Напавшие на “Крокус Сити Холл” были под воздействием наркотических веществ

28 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Прямая линия замначальника Могилевского областного управления МЧС Владимира Гореликова пройдет 30 марта

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Бесплатную консультацию нотариуса можно будет получить 2 апреля

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

О мерах предосторожности в паводковый период

15 марта 2024