Уходил добровольцем

В летной книжке штурмана Данильченко П.Е.  хорошо прослеживается процесс переучивания на Ту-4:  этапы освоения  программ боевой подготовки,  постепенный рост боевого мастерства при полетах в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, на больших высотах, контроль и проверки специалистов дивизии, допуск к полётам в качестве инструктора.
Штурманы овладели бомбометанием с больших высот, днём и ночью, вне видимости целей — с использованием радиолокационного прицела «К», ОПБ-5сн.
Все экипажи полка прошли тогда практические тренировки на наземных тренажерах НКТЛ-3 с восьми и двенадцатикратной перегрузкой, о чём свидетельствуют сделаны соответствующие записи в лётных книжках. Здесь уместно вспомнить, что летчики-космонавты при подготовке к полётам в космос, проходили тренировки на тренажере также с двенадцатикратной перегрузкой.
В 1952 году экипажи Ту-4 стали осваивать дозаправку в воздухе, используя отечественные методику и разработки — так называемый способ «с крыла на крыло». Этот способ дозаправки в воздухе осваивался экипажами относительно легко и позволил значительно увеличить радиус действия авиации.
В 1953 году, 26 мая, приказом Главкома ВВС № 00234 от 25.5.1953 года, штурману Данильченко П.Е. было присвоено звание «Военный штурман 3-го класса», а в 1954 году, 30 апреля — звание «Военный штурман 1-го класса».
В соответствии с директивой МО СССР № 50617 от 31.12.1954 года и приказом ГК ВМФ № 0403 от 18.02.1955 года, 170-й гвард. БАП,  в составе 57 ТБАД, был переведён в авиацию ВМС.
Экипажи  полка на Ту-4 стали осваивать новый театр военных действий — Балтийское море и прилегающие районы, изучая новые полигоны и аэродромы, материальную часть авиационных мин,  сдавать зачёты по основам применения минного оружия, теории минометания. Все экипажи прошли наземную тренировку по вынужденному покиданию самолёта в воздухе и при приводнении.
Практически были освоены способы постановки минных заграждений с самолёта Ту-4, а также бомбометание по наземным береговым и  движущимся морским целям.
Кроме того,  в 1955 году самолёты Ту-4 стали вооружать ракетным оружием: под крыльями подвешивались 2 ракеты КС-1 «Комета», внешне напоминавшие самолёт Миг-15. Ракеты предназначались для поражения кораблей, но могли быть использованы и для уничтожения наземных целей. Дальность пуска ракет составляла 80 км, наводилась она по радиолучу самолётной РЛС (радиолокационной станции). Точность стрельбы была относительно невысокая — 66% , т.е. из 3-х ракет только 2 попадали  в цель, но для 50-х годов это считалось достижением.
Руководство страны и Вооруженных Сил ставило задачи по скорейшему перевооружении ДА, освоению новой техники, совершенствовании методов её боевого применения. Для освоения новых видов оружия подбирались наиболее подготовленные и проверенные экипажи. Потом полученный практический опыт, посредством совместных инструкторских полётов, передавался другим экипажам и распространялся на весь лётный состав полка.
Указом от 22.02.1955 года капитан Данильченко награжден орденом Красного Знамени за полеты в сложных метеоусловиях. В обстановке секретности, характерной для того времени, открыто не сообщалось о том, за какие заслуги конкретно награждался лётный состав ВВС СССР. Поэтому использовались общие формулировки, не раскрывающие содержание боевой подготовки личного состава. Есть основания полагать, что штурман Данильченко П.Е. в числе некоторых других лётчиков и штурманов награждён орденом Красного знамени за освоение нового вооружения Ту-4  – ракетного оружия и его боевого применения.
25.06.1955 г. капитан Данильченко назначается на должность заместителя штурмана эскадрильи 170-го БАП. Эта эскадрилья фигурирует в лётной книжке как в/ч 15585-Б
В это же время на вооружение полков стала поступать новая авиационная техника – реактивные высокоскоростные самолёты Ту-16 со стреловидным крылом.
Первый полёт на Ту-16 капитан Данильченко совершил 28.06.1955 года. Это были короткие полёты – 7 полётов заняли по времени 2 часа 28 минут.
13.07.1955 года совершается полёт на высоту 12000 м., а на Ту-4 выше 8000 м полёты не совершались).
30.09.1955 года капитан Данильченко был уже допущен к полётам в качестве инструктора, после чего стал регулярно заниматься обучением штурманского состава эскадрильи согласно плану боевой подготовки. Обращает на себя внимание тот факт, что переподготовка отдельных экипажей к полётам на принципиально новом типе самолёта, каким являлся реактивный  самолёт Ту-16 по сравнению с поршневым Ту-4, заняла всего 2,5 месяца. Согласно лётной книжки, полёты на Ту-4 завершились 6.04 1955 года, а 28.06.1955 года уже начались полёты на Ту-16. Можно представить каким напряжённым был процесс переподготовки, но капитан Данильченко продолжал осваивать новую технику. И вскоре был награжден орденом Красной Звезды.
В 1956 году лётный состав полка стал осваивать дозаправку Ту-16 в воздухе.  Дело в том, что радиус действия самолета, составлял всего 2500 км. и для повышения дальности полёта самолёты  стали оснащать системой заправки в воздухе «крыло в крыло», как на Ту-4. Сам процесс дозаправки не изменился, однако скорость Ту-16 была в 2 раза больше и научить экипажи дозаправлять в воздухе 70-тонные машины на скорости  более 900 км/час, было непросто. Сказывались и конструктивные особенности самолёта: из-за стреловидного крыла, командир экипажа, из своего кресла, не мог одновременно держать самолёт на курсе в непосредственной близости от самолёта-заправщика и визуально наблюдать процесс «причаливания», захвата заправочного шланга и заправку «с крыла на крыло», которая происходила у него фактически за спиной, с левой стороны.  Требовалось участие другого члена экипажа – командира огневых установок (КОУ), который размещался в задней части самолёта, за прозрачными полусферами (блистерами) и хорошо мог видеть весь процесс дозаправки – он помогал своими командами командиру экипажа «поймать» левым крылом заправочный шланг и произвести дозаправку. Каждый командир экипажа тщательно подбирал себе командира КОУ, поскольку не со всеми удавалось «слетаться» и освоить этот сложный и опасный процесс. Тем не менее, лётный состав 170-й БАП одним из первых в военно- морской авиации СССР освоил дозаправку Ту-16 в воздухе. После командир эскадрильи этого полка майор А.Зюков обучал дозаправке в воздухе лётный состав морской авиации Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов, за что награждён орденом Красной Звезды.
В 1956-1957 годах на вооружение 57-й ТБАД и в частности 170-го ТБАП стали поступать атомные бомбы. Для их обслуживания и хранения построили подземные хранилища, созданы специальные подразделения РТБ (ремонтно-технические базы).
Осваивалось ядерное оружие по известной схеме – отбирались наиболее подготовленные и проверенные экипажи, которые проходили соответствующее теоретическое и практическое обучение. Техника также готовилась соответствующим образом – проходила доработку на авиационных заводах, бомболюки модернизировались и делались термоизолированными. Затем, подготовленные экипажи выполняли многократные наземные тренировки по загрузке в бомболюки сначала макетов, потом  реальных «специзделий». На заключительном этапе экипажи совершали тренировочные полёты по отработке техники бомбометания с макетами атомных бомб, по весу и габаритам соответствующим реальным атомным бомбам, на полигон Дубна, недалеко от Кличева,  где добивались необходимой точности попадания. Особой важности задание Правительства СССР и военного руководства выполнили успешно.
В этой работе принимал непосредственное участие и заместитель штурмана эскадрильи Данильченко, за что награждён высшей наградой СССР —  орденом Ленина.
Упомянутые факты по награждению капитана Данильченко П.Е. орденом Ленина, именно за освоение атомного оружия, подтверждаются ныне живым участником тех событий — полковником в отставке Ю.Н. Введенским. В 1956-1957 годах он выполнял те же боевые задачи и тем же  Указом  награждён  орденом Ленина.
В июле 1958 года заместителя штурмана эскадрильи Данильченко списали с летной работы по состоянию здоровья и назначили на должность дежурного штурмана пункта управления в/ч 15525 57-й минно-торпедной авиадивизии дальнего действия ВВС Балтийского флота, название которой впоследствии неоднократно изменялось по причине совершенствования организационной структуры дальней авиации.
16.02.1963 года назначен на должность начальника пункта управления полетами 57-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии дальней авиации, которую затем переименовали в 57-ю морскую ракетоносную авиационную дивизию Балтийского флота.
Должность начальника пункта управления полетами авиационной дивизии – очень важная и ответственная. Офицер, назначаемый на эту должность, обязан быть одним из лучших штурманов дивизии, обладать  специальными знаниями и практическим опытом на высочайшем  уровне, имея при этом большие организаторские способности.  И о том, что майор Данильченко П.Е. соответствовал этим критериям, свидетельствует тот факт, что в этой должности он прослужил до увольнения в запас более 11 лет — до 23 сентября 1974 года.
С 13 апреля 1961 года 57-я ТБАД стала называться 57-й МРАД — морской ракетоносной авиационной дивизией, что совпало с её переоснащением самолётами-ракетоносцами Ту-16 и вооружением крылатыми ракетами типа К-10, которые могли нести ядерные боеголовки и предназначались для уничтожения крупнотоннажных надводных кораблей.  Дальность пуска этих ракет составляла 230 км, что позволяло самолётам наносить удары по кораблям, не входя в зону действия их ПВО. Целями первоочередной важности для ракетоносцев являлись авианосные группы, которые на своих бортах  имели ядерное  оружие. За сутки авианосцы способны были перемещаться на 1000 км и появляться в любом районе мирового океана, откуда могли наносить неожиданные удары обычным и ядерным оружием. Морская авиация и спутники-разведчики СССР постоянно контролировали их перемещение. Ракета К-10 с ядерной боеголовкой, запущенная с Ту-16, могла пустить на дно любой авианосец.
С пункта управления полётами 57-й МРАД осуществлялось управление полками и эскадрильями дивизии, которые совершали полёты различной сложности и дальности. Выполняя задачи боевой подготовки в конце 60-х годов, на учениях «Океан», одна из эскадрилий 170-го МРАП совершила «бросок в Атлантику»: обогнув Скандинавский полуостров, пройдя над нейтральными водами через Норвежское море, долетела  до южной оконечности о. Исландия. Для НАТО это стало большой неожиданностью. Военно-морская авиация Балтийского Флота продемонстрировала тогда вероятному противнику свою мощь и боевые возможности. Дальность полёта составила 8000 км, для чего понадобилось совершить две дозаправки в воздухе. Штурманы ПУП дивизии и экипажей самолётов проделали работу с ювелирной точностью.
Другим примером сложной и ответственной работы по управлению полётами явилось выполнение задач по взаимодействию морской авиации Балтийского и Тихоокеанского флотов.  С этой целю совершили сверхдальний перелёт отдельных экипажей 170-го МРАП по маршруту Быхов — Архангельск – Тикси – Комсомольск-на-Амуре – Тихоокеанское побережье, откуда отработали ракетный удар но условному авианосцу вероятного противника на одном из полигонов Курильской гряды. После чего последовал обратный путь «южным» маршрутом с посадками в Иркутске и Семипалатинске.
В 1971 году, в ходе крупномасштабных учений «Двина», на аэродром 57-й МРАД перебазировался один из полков авиадивизии, которой командовал трижды Герой СССР генерал-лейтенант И.Н. Кожедуб. На пункте управления полётами генерал-лейтенант И.Н. Кожедуб бывал неоднократно, где отрабатывались вопросы взаимодействия истребительной и Дальней авиации.
Подполковник Данильченко уволился с воинской службы в запас по возрасту с правом ношения военной формы 23 сентября 1974 года, а ушел из жизни 25 января 1996 года.

Сергей ЛЕВЧЕНКО.