Базовая школьная программа должна быть сокращена минимум на 20-30%

indexБазовая школьная программа должна быть сокращена минимум на 20-30%, заявил министр образования Беларуси Михаил Журавков в статье, опубликованной в газете «СБ. Беларусь сегодня».

«В базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20-30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70-80-е годы прошлого века», — сказал Михаил Журавков.

Усложнение программы началось в 1990-х годах и продолжается до сих пор. По словам министра, в школьной программе нужно оставить только самую важную и необходимую базовую информацию. Для этого требуется большая и кропотливая работа специалистов, причем не только из системы образования. Создание базовой программы надо проводить поэтапно: сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня — программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок.

Министерство проводит интенсивную научную и организационную работу по подготовке учебно-методических комплексов нового поколения. Их системообразующим ядром станет базовый учебник. Он будет содержать систематизированное изложение учебного предмета в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. В качестве приложений будет представлен разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на учебных занятиях и в процессе самостоятельной работы.

Важным шагом в повышении качества подготовки, по словам министра, является разработка подходов, позволяющих создавать в школах профильные классы. В качестве одного из направлений профилизации предусматривается профессиональная подготовка учащихся с использованием учебной базы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. «То есть обучение в учреждениях профессионально-технического образования следует рассматривать как элемент профильного образования. Одновременно, конечно, необходимо вводить допрофильную подготовку учащихся 8-9-х классов, а также обеспечить условие относительной завершенности базового образования», — считает Михаил Журавков.

В приоритете совершенствование системы отбора абитуриентов. Хотя централизованное тестирование (как система проверки знаний выпускников школ) и показало свою эффективность, оно требует дальнейшего развития, особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику, уверен министр.