Крылья штурмана Юрия Введенского
Я очень люблю знакомиться с интересными, неординарными людьми. Очередного собеседника подсказал Михаил Трухачев, майор военно-морской авиации в отставке. И вот мы с Михаилом Яковлевичем в гостях у заслуженного штурмана военно-морской авиации полковника Юрия Николаевича Введенского, который угощает нас чаем и рассказывает…
– Вот река, – он рисует на листе бумаги русло и показывает стрелкой течение, – вам надо попасть в эту точку на другом берегу. Но если вы возьмете курс на эту точку, вы не попадете на нее: надо точно отмерить угол сноса. Так и в воздухе. Чем отличается воздух от воды? В реке – постоянное течение, скорость, а воздух состоит из циклонов и антициклонов.
Юрий Николаевич рисует три небольших круга: в первом показывает стрелкой направление воздуха против часовой стрелки – циклон, во втором – по часовой антициклон, в третьем – против часовой – опять циклон.
– Мне надо прилететь сюда. Метеоролог сообщил, какой ветер. Задача штурмана – определить течение ветра в воздухе: учесть поправку (угол сноса). Летим в циклоне – скорость самолета увеличивается, попадаем в антициклон – скорость уменьшается. Скорость бывает приборная, истинная и путевая, учитывающая скорость ветра – боковое уклонение и продольное смещение. Я даю командиру самолета курс, он переводит самолет на автопилот. А когда я иду на боевой курс, беру управление на себя. В воздухе самое главное – не потерять скорость, ведь самолет держится на скорости, – так популярно Юрий Николаевич объяснил нам, что такое работа штурмана в военно- морской авиации.
– Есть такая поговорка: летчик – это человек, который возит штурмана на работу, – шутит он.
Юрий Николаевич, солидный крепкий мужчина, сохранивший военную выправку в 87 лет. Смотрит на человека строгим испытующим взглядом, в котором можно уловить лукавую усмешку.
Родился в Туле 4 ноября 1928 года.
– Тула – это самовары, пряники, 2 оружейных завода, 1 патронный завод, в 12-ти километрах южнее Тулы имение Льва Толстого, – говорит он и вскользь вспоминает военный эпизод осени 1941 года. – Несколько немецких танков прорвались к центру города, но их быстро уничтожили: прибыла Сибирская дивизия и как дала немцам!
Немного о моей родословной: дед, Рафаил Иванович Введенский, окончил Тульское оружейное училище, и его направили в Николаев. Там он женился на «хохлушке». Отец, Николай Рафаилович, работал на Тульском машиностроительном заводе начальником отдела технического контроля. Он остался эвакуировать станочный парк завода в Златоуст, который стоит на реке Ай, недалеко от Челябинска. А меня с матерью, Верой Александровной – мать окончила до революции 1917 года частную гимназию и работала художницей, – отец отправил в Златоуст на несколько дней раньше. По пути до Москвы немецкие самолеты бомбили наш эшелон дважды… Вернулись обратно в Тулу в 1944 году.
Я после окончания средней школы поступил в Тульский машиностроительный институт, окончил два курса, понял: это не мое – и поступил в Челябинское военное училище штурманов. А когда его окончил в 1948 году, меня оставили инструктором: возить и обучать курсантов на самолете ЛИ-2.
Я попал в авиацию, когда происходила замена старых самолетов на более совершенные. Пришлось осваивать старые Б-22, Т-8, американские самолеты «Бостон» – я был правым летчиком, когда по ленд-лизу гонял их через Чукотку.
После Великой Отечественной войны в военно-морской авиации основными самолетами были торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики ТУ-2 и ИЛ-4. Потом появились реактивные торпедоносцы ИЛ-28, ТУ-14, истребители МИГ-15, МИГ-17, МИГ-19, разведчики ИЛ-28р, противолодочные самолеты БЕ- 6, БЕ-8.
– Откуда появились ТУ-4? – оживился Юрий Николаевич. – В 1945 году с американских самолетов Б-29 были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Бомбардировщики Б-29 базировались на острове Окинава. Самолеты летали только парами. Однажды два самолета вылетели на разведку и патрулирование и, возвращаясь обратно на аэродром, поняли, что не долетят до него. Стали искать любой аэродром, на котором можно сесть до того, как закончится топливо. И сели на советский аэродром возле Каменного ручья (Монгохто). Один летчик выбросил за борт все приборы, оставил только те, которые контролируют работу двигателей, а другой не успел это сделать. Исправный самолет Б-29 перегнали в Рамен- ское под Москву, где работало конструкторское бюро Героя Социалистического Труда Андрея Николаевича Туполева. Сталин пригласил Туполева в Кремль:
– Вы можете сделать такой самолет?
– Мы можем сделать лучше.
– Не нужно, сделайте точно такой до последней зацепки!
Конструкторское бюро Туполева через некоторое время сделало точную копию этого самолета, даже на приборной панели вместо метров были футы, а вместо километров – мили. Потом составили специальные таблицы для перевода футов в метры, а миль – в километры. В 1947-48 гг. советских летчиков стали переучивать на самолеты ТУ-4. Экипаж – 12 человек: 2 летчика, 3 штурмана, бортинженер, борттехник, командир огневых установок, 3 стрелка и радист.
– Штурманов на ТУ-4 не хватало, и меня из Челябинска перевели в Быхов, где базировались эти самолеты, стояла 57 морская гвардейская ракетоносная авиационная дивизия. Я стал служить штурманом.
В октябре 1950 года на ТУ-4 был первый полет. А в октябре 1956 года Юрий Николаевич уже переучивался на новый самолет ТУ-16 – стратегический бомбардировщик, а затем на ТУ-16к – ракетоносец. Приходилось вылетать на боевые задания.
– Наши подводные лодки находились в Атлантике близ берегов США, ими надо было управлять, нужна была связь с Москвой. Два самолета из Североморска взяли курс на остров Ян-Майен рядом с Гренландией и крутились вокруг острова. Радисты самолетов принимали сигналы с подлодок и докладывали в Москву.
30 июля 1961 года Юрий Введенский участвовал в воздушном параде над Ленинградом в День Военно-морского флота СССР – на ТУ-16 проходил и на малой высоте. Перед этим тщательно готовились, провели 6 тренировочных вылетов. В 1962 году проводил практический пуск ракет К-10.
В 1969 году совершил перелет из Быхова в Монгохто – аэродром на острове в Татарском проливе между портом Ванино и о. Сахалин – и обратно через Семипалатинск с дозаправками в воздухе.
За учение «Океан» в 1970 году был отмечен грамотой Могилевского обкома КПСС, вручал которую первый секретарь Глеб Александрович Криулин.
По боевой тревоге старшему штурману в составе дивизии с двумя дозаправками в воздухе приходилось летать на цель из Быхова через Архангельск, Тикси в Монгохто и обратно через Иркутск, Семипалатинск, Энгельс.
17 августа 1970 года указом Президиума Верховного Совета СССР Юрию Николаевичу Введенскому было присвоено звание «Заслуженный военный штурман СССР». За испытание новой техники, мужество и героизм удостоен высоких правительственных наград – орденов Ленина и Боевого Красного Знамени, медали «За боевые заслуги».
После увольнения в запас он пять лет возглавлял областной совет общества автомотолюбителей.
…Ушел из жизни боевой друг Леонид Моисеевич Дехтярь. Умерла жена Зоя Михайловна. Но Введенский не одинок. Радуют ветерана две дочери – Алла живет в Туле, Марина – в Быхове, два внука и внучка, два правнука.
Юрий Николаевич не растерял оптимизма и остался романтиком. Хочется пожелать ему крепкого здоровья, долгих лет жизни и неувядаемой энергии.