Крылья штурмана Юрия Введенского

imagesЯ очень люблю знакомиться с интересными, неординарными людьми. Очередного собеседника подсказал Михаил Трухачев, майор военно-морской авиации в отставке. И вот мы с Михаилом Яковлевичем в гостях у заслуженного штурмана  военно-морской авиации полковника Юрия Николаевича Введенского, который угощает нас чаем и рассказывает…

–  Вот река, – он рисует на ли­сте бумаги русло и показывает стрелкой течение, – вам надо по­пасть в эту точку на другом бере­гу. Но если вы возьмете курс на эту точку, вы не попадете на нее: надо точно отмерить угол сноса. Так и в воздухе. Чем отличается воздух от воды? В реке – посто­янное течение, скорость, а воз­дух состоит из циклонов и анти­циклонов.

Юрий Николаевич рисует три небольших круга: в первом по­казывает стрелкой направление воздуха против часовой стрелки – циклон, во втором – по часовой антициклон, в третьем – против часовой – опять циклон.

– Мне надо прилететь сюда. Ме­теоролог сообщил, какой ветер. Задача штурмана – определить течение ветра в воздухе: учесть поправку (угол сноса). Летим в циклоне – скорость самолета увеличивается, попадаем в анти­циклон – скорость уменьшается. Скорость бывает приборная, ис­тинная и путевая, учитывающая скорость ветра – боковое укло­нение и продольное смещение. Я даю командиру самолета курс, он переводит самолет на автопилот. А когда я иду на боевой курс, беру управление на себя. В воздухе самое главное – не потерять ско­рость, ведь самолет держится на скорости, – так популярно Юрий Николаевич объяснил нам, что такое работа штурмана в военно- морской авиации.

– Есть такая поговорка: лет­чик – это человек, который возит штурмана на работу, – шутит он.

Юрий Николаевич, солидный крепкий мужчина, сохранивший военную выправку в 87 лет. Смо­трит на человека строгим ис­пытующим взглядом, в котором можно уловить лукавую усмешку.

Родился в Туле 4 ноября 1928 года.

– Тула – это самовары, пряники, 2 оружейных завода, 1 патрон­ный завод, в 12-ти километрах южнее Тулы имение Льва Толсто­го, – говорит он и вскользь вспо­минает военный эпизод осени 1941 года. – Несколько немецких танков прорвались к центру го­рода, но их быстро уничтожили: прибыла Сибирская дивизия и как дала немцам!

Немного о моей родословной: дед, Рафаил Иванович Введен­ский, окончил Тульское оружей­ное училище, и его направили в Николаев. Там он женился на «хохлушке». Отец, Николай Ра­фаилович, работал на Тульском машиностроительном заводе начальником отдела техническо­го контроля. Он остался эвакуи­ровать станочный парк завода в Златоуст, который стоит на реке Ай, недалеко от Челябинска. А меня с матерью, Верой Алек­сандровной – мать окончила до революции 1917 года частную гимназию и работала художни­цей, – отец отправил в Златоуст на несколько дней раньше. По пути до Москвы немецкие само­леты бомбили наш эшелон дваж­ды… Вернулись обратно в Тулу в 1944 году.

Я после окончания средней школы поступил в Тульский ма­шиностроительный институт, окончил два курса, понял: это не мое – и поступил в Челябинское военное училище штурманов. А когда его окончил в 1948 году, меня оставили инструктором: возить и обучать курсантов на самолете ЛИ-2.

Я попал в авиацию, когда про­исходила замена старых самоле­тов на более совершенные. При­шлось осваивать старые Б-22, Т-8, американские самолеты «Бостон» – я был правым летчи­ком, когда по ленд-лизу гонял их через Чукотку.

После Великой Отечественной войны в военно-морской ави­ации основными самолетами были торпедоносцы и пикирую­щие бомбардировщики ТУ-2 и ИЛ-4. Потом появились реактив­ные торпедоносцы ИЛ-28, ТУ-14, истребители МИГ-15, МИГ-17, МИГ-19, разведчики ИЛ-28р, противолодочные самолеты БЕ- 6, БЕ-8.

– Откуда появились ТУ-4? – ожи­вился Юрий Николаевич. – В 1945 году с американских самолетов Б-29 были сброшены атомные бомбы на японские города Хи­росиму и Нагасаки. Бомбарди­ровщики Б-29 базировались на острове Окинава. Самолеты ле­тали только парами. Однажды два самолета вылетели на разведку и патрулирование и, возвращаясь обратно на аэродром, поняли, что не долетят до него. Стали ис­кать любой аэродром, на котором можно сесть до того, как закончит­ся топливо. И сели на советский аэродром возле Каменного ручья (Монгохто). Один летчик выбро­сил за борт все приборы, оставил только те, которые контролиру­ют работу двигателей, а другой не успел это сделать. Исправный самолет Б-29 перегнали в Рамен- ское под Москву, где работало конструкторское бюро Героя Со­циалистического Труда Андрея Николаевича Туполева. Сталин пригласил Туполева в Кремль:

– Вы можете сделать такой са­молет?

– Мы можем сделать лучше.

– Не нужно, сделайте точно та­кой до последней зацепки!

Конструкторское бюро Туполе­ва через некоторое время сдела­ло точную копию этого самолета, даже на приборной панели вме­сто метров были футы, а вместо километров – мили. Потом соста­вили специальные таблицы для перевода футов в метры, а миль – в километры. В 1947-48 гг. со­ветских летчиков стали переучивать на самолеты ТУ-4. Экипаж – 12 человек: 2 летчика, 3 штур­мана, бортинженер, борттехник, командир огневых установок, 3 стрелка и радист.

– Штурманов на ТУ-4 не хвата­ло, и меня из Челябинска пере­вели в Быхов, где базировались эти самолеты, стояла 57 морская гвардейская ракетоносная авиа­ционная дивизия. Я стал служить штурманом.

В октябре 1950 года на ТУ-4 был первый полет. А в октябре 1956 года Юрий Николаевич уже переучивался на новый само­лет ТУ-16 – стратегический бом­бардировщик, а затем на ТУ-16к – ракетоносец. Приходилось вы­летать на боевые задания.

– Наши подводные лодки нахо­дились в Атлантике близ берегов США, ими надо было управлять, нужна была связь с Москвой. Два самолета из Североморска взя­ли курс на остров Ян-Майен ря­дом с Гренландией и крутились вокруг острова. Радисты само­летов принимали сигналы с под­лодок и докладывали в Москву.

30 июля 1961 года Юрий Вве­денский участвовал в воздушном параде над Ленинградом в День Военно-морского флота СССР – на ТУ-16 проходил и на малой вы­соте. Перед этим тщательно гото­вились, провели 6 тренировочных вылетов. В 1962 году проводил практический пуск ракет К-10.

В 1969 году совершил пере­лет из Быхова в Монгохто – аэро­дром на острове в Татарском проливе между портом Ванино и о. Сахалин – и обратно через Семипалатинск с дозаправками в воздухе.

За учение «Океан» в 1970 году был отмечен грамотой Могилевского обкома КПСС, вручал которую первый секретарь Глеб Александрович Криулин.

По боевой тревоге старшему штурману в составе дивизии с двумя доза­правками в воздухе приходилось летать на цель из Быхова через Архангельск, Тикси в Монгохто и обратно через Иркутск, Семипа­латинск, Энгельс.

17 августа 1970 года указом Президиума Верховного Совета СССР Юрию Николаевичу Вве­денскому было присвоено звание «Заслуженный военный штурман СССР». За испытание новой тех­ники, мужество и героизм удо­стоен высоких правительствен­ных наград – орденов Ленина и Боевого Красного Знамени, ме­дали «За боевые заслуги».

После увольнения в запас он пять лет возглавлял областной совет общества автомотолюби­телей.

…Ушел из жизни боевой друг Леонид Моисеевич Дехтярь. Умерла жена Зоя Михайловна. Но Введенский не одинок. Раду­ют ветерана две дочери – Алла живет в Туле, Марина – в Быхове, два внука и внучка, два правнука.

Юрий Николаевич не растерял оптимизма и остался романти­ком. Хочется пожелать ему креп­кого здоровья, долгих лет жизни и неувядаемой энергии.

Вестник Могилева

Последние новости

ГЛАВНОЕ

Очередная схема: “Белпочта” предупреждает о сообщениях мошенников в мессенджерах

29 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Ущерб природе от строительства Польшей забора в Беловежской пуще составил около $20 млн

29 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Чем грозит ретроградный Меркурий в апреле 2024-го

29 марта 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Сергеенко и ряд других руководителей освобождены от прежних должностей в связи с переходом на выборные должности

29 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Погода на выходные: преимущественно без осадков и до +23°С

29 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Сотрудники прокуратуры Быховского района приняли участи в республиканской добровольной акции «Аднавiм лясы разам»

29 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

К 80-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков утверждена эмблема, отражающая силу и непокоренность народа-победителя

29 марта 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Пользователи Тelegram из Беларуси смогут ограничивать круг тех, кто может присылать им личные сообщения

29 марта 2024
В МИРЕ

В Минэнерго Украины заявили о массированной атаке на объекты энергетики

29 марта 2024
ОБЩЕСТВО

Скончался пострадавший во время теракта в «Крокусе» белорус, за жизнь которого боролись врачи

29 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Единый урок, посвященный годовщине трагедии в Хатыни, пройдет 22 марта во всех школах Беларуси

22 марта 2024