Сибирский характер

Сегодняшняя молодежь хорошо знает, что все послевоенные годы, вплоть до распада СССР, в западной части города Быхова дислоцировалась 57-я морская ракетоносная авиадивизия. А вот о том, что в северной его стороне располагалась танковая часть под номером 86786 – вряд ли. Тем более о ее последнем командире, подполковнике Валерии Котлярове, который живет в нашем городе и продолжает трудиться на гражданке.

DSC01561

Встреча с Валерием Михайловичем состоялась в непринужденной обстановке и мы, поскольку я служил срочную в танковых войсках ГСВГ, а он там тоже, предались воспоминаниям. Но рассказывать буду, конечно же, о нем.

Будущий боевой старший офицер родился в солнечном Азербайджане, но жизнь на юге была далеко не безоблачной. По этой причине в середине 50-х годов прошлого столетия родители решили перебраться на свою историческую родину, в необъятную Россию. Переехали в сибирский город Бийск, где и окончил 11 классов средней школы.

Тогдашнее поколение мальчишек, чьи отцы и деды прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны, охотно шло служить в Советскую Армию, разгромившую фашизм, с большим желанием поступало в военные училища, несмотря на большой конкурс. Таким был и Валера, подав документы в Омское военное танковое техническое училище. Успешно его окончив в 1967 году, получил направление в один из укрепленных районов Приморского края на должность заместителя командира роты по технической части. На вооружении тогда были тяжелые танки ИС-ЗМ, прицельная дальность стрельбы которых достигала теоретически до 19-20 километров. На такое расстояние летел снаряд. А располагался укрепрайон вблизи границы с Китаем. Это теперь у России с ним дружественные отношения, а тогда стояла напряженная обстановка, вылившаяся затем  в 1969 году в вооруженный конфликт на острове Доманский.

Котляров

Рядом протекала быстротечная река Суйфун, что в переводе на русский язык означает Раздольная. И она в определенной степени действительно была раздольная, пошире нашего Днепра. В ней танкисты иногда ловили не только рыбу, а ее водилось много, но и вылавливали сочные китайские арбузы, плывущие по волнам.

В 1973 году молодой офицер поступил на заочное обучение в Академию бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Родиона Малиновского. Во время сочетания службы и учебы перевели служить старшим инженером-конструктором в Уссурийский передвижной танково-ремонтный завод. И занял должность начальника отдела технического контроля, откуда потом и уехал в Группу советских войск в Германии, в немецкий город Лейпциг. Служить было престижно как морально, так и материально. В Лейпциге он возглавил цех по испытанию отремонтированных танковых двигателей, затем – начальником отдела, объединяющем четыре таких заводских цеха.

Прослужил целых пять лет, а в 1985 году, когда началась масштабная горбачевская перестройка, закончившаяся полным провалом, а затем и развалом могучего Советского Союза, вернулся на Родину. Служить пришлось в Быхове, в вышеназванной части, имевшей передвижной танковый завод, заняв должность начальника отдела — главного механика. Часть эту, кстати, вскоре после Победы над гитлеровской Германией, передеслацировали сюда из Уссурийска. Так что она в определенной степени была родной. И в 1987 году подполковник Котляров стал ее командиром.

Часть имела в своём распоряжении порядка 100 специальных автомобилей — «летучек» на базе мощных МАЗов-503 и КраЗов, начиненных всем необходимым оборудованием для ремонта (восстановления) танковых двигателей. По сути это и был передвижной завод для их ремонта в полевых условиях.

Поскольку часть считалась кадрированной, то в мирное время в ней служили всего 16 солдат, сержантов и 8 офицеров, прапорщиков. Но в боевых условиях для развертывания завода сразу призывалось до 800 запасников. По предписанию, теперь это уже не секрет, следовало выдвигаться своим ходом или же с погрузкой на железнодорожные платформы, на западное направление. Конечный пункт назначения — Германия.

Я поинтересовался у подполковника Котлярова, правда ли, что во время войны в Афганистане, поврежденные там танковые двигатели привозили в Быхов ремонтировать, по ночам иногда слышался их мощный гул?

Мой интересный и компетентный собеседник опроверг те давние слухи, хотя рев моторов ночью я слышал в то время сам. На деле же тогда пришлось по распоряжению вышестоящего командования развернуть на своей территории имеющийся передвижной завод и, как будто в боевых походных условиях, начать ремонт, сборку с последующим испытанием отремонтированных танковых двигателей. Вот и слышали по ночам быховчане их мощный рев на пределе допустимых возможностей.

Развал Советского Союза привел к большому сокращению армии. Была расформирована и танковая часть в Быхове. Имеющиеся в ее распоряжении машины, оборудование передали в г. Слуцк, на базу хранения, а сам командир, как и другие военнослужащие, ушел в запас.

В Министерстве обороны, правда, ему предложили продолжить службу в Лепеле, на севере Беларуси, в должности, соответствующей званию полковника. Хотел было согласиться, но на семейном совете решили никуда больше не переезжать.

В запасе относительно молодой подполковник не стал сидеть сложа руки, довольствуясь военной пенсией. Его опыт, знания, умение обращаться с людьми, командирские навыки пригодились и на гражданке. Он работал на топливном складе КЭЧ в Быхове, инженером по технике безопасности местного УКП «Жилкомхоз», 11 лет возглавлял районную структуру ДОСААФ, занимая лидирующие позиции в соревновании. И в 2007 году получил Почетную грамоту Совета Министров Республики Беларусь.

Сейчас Валерий Михайлович возглавляет Быховский филиал ГУО «Могилевский автоучебный комбинат». В нем получают специальность водителя категории «В» 23 курсанта, набрана группа еще из 22 человек.

Он стоял у истоков создания районной организации «Белорусский союз офицеров», заняв потом общественную должность заместителя председателя этой организации, возглавляемой полковником морской авиации Александром Барановым. Теперь, когда председателем организации избран подполковник морской авиации Виктор Прищепо, входит в состав ее Совета. И вместе с другими офицерами занимается патриотическим воспитанием молодежи, посещая учреждения образования города.

Профессию защитника Родины избрал внук Котлярова Игорь Езепов, который занимается на втором курсе в Военной академии Республики Беларусь. И дедушка этим очень гордится.

Николай КОЛОСОВ.