Право на счастливое детство

indexИмея маму и папу, братьев и сестер, ребенок чувствует себя любимым и нужным, а значит, полноценным человеком, и становится более здоровым, делает успехи в развитии. Если по различным причинам ребенок теряет родную семью, заботу о нем берут на себя замещающие семьи. Приоритетные формы жизнеустройства ребенка — усыновление (удочерение), определение в опекунскую семью.

В нашем районе также уделяется внимание расширению практики профессионального родительства. Функционируют 2 дома семейного типа, 24 приемных родителя воспитывают 68 детей, оставшихся без опеки родителей.

В настоящее время много внимания уделяется семьям, воспитывающим детей, оставшихся без попечения родителей. Героями статей районной газеты «Маяк Прыдняпроўя» также часто становятся  члены приемных семей.

Сегодня хочется рассказать о приемной семье Анкалевых, о той особой атмосфере дружелюбия, доброты и заботы, которая царит между ее членами. В 2005 году была организована приемная семья Натальи Алексеевны. Из Могилевского района переехали жить два брата — трехлетний Василий и  двухлетний Андрей. С первых дней перед приемной мамой встало множество вопросов: как пройдет процесс адаптации в семье, как объяснить детям, почему они будут жить в новом доме без родной мамы, как приучить к новым правилам и порядкам, но самое главное, как справиться с болью и горечью, которые принес разрыв с родными людьми?

Кроме педагогических и психологических задач, на первый план вышли и проблемы со здоровьем ребят. У каждого из них был целый букет сложных и запущенных заболеваний.

Прошли месяцы и годы длительной реабилитации Андрея и Василия, в течение которых из  деревни Дуброва приходилось возить по нескольку раз в неделю на занятия к логопеду в г. Могилев, многочисленные госпитализации в различные медицинские учреждения и неукоснительное выполнение рекомендаций медиков в течение продолжительного времени. И как в той пословице: «Терпение и труд все перетрут», сейчас большинство проблем  решено. Остались в прошлом неутешительные прогнозы врачей, пробелы в развитии. Сейчас ребята успешно окончили: Василий — седьмой, а Андрей — шестой класс, о чем говорят педагоги ГУО «Черноборский УПК детский сад-средняя школа»,  давая положительные характеристики  ребятам, чем гордится Наталья Алексеевна.

Испытав однажды радость от того, что чужие дети стали близкими людьми, у Натальи Алексеевны возникло желание дать счастливое детство другим детям. Так,  три года назад в приемную семью  помещается еще один ребенок со сложной судьбой. Пятилетний Андрюша ранее проживал в г.Быхове. Попав в приют, мальчик  настороженно и недоверчиво  общался с окружающими людьми, обвиняя их в том, что они разлучили  его с любимой мамой.

С приходом в семью нового воспитанника вновь начинается сложная реабилитационная работа: бесчисленные  консультации  у врачей, начиная от районного до республиканского уровней,  каждодневная работа по преодолению детских страхов и тревог, налаживание отношений с кровными родственниками воспитанника, и самое главное – формирование доверия ребенка к окружающему его миру.

И сейчас не узнать в открытом, говорливом мальчугане, того замкнутого, враждебно настроенного Андрея. Он рад поделиться  тем, чему научился или узнал: с удовольствием самостоятельно выучил наизусть несколько страниц «Конька-горбунка» А.С. Пушкина и задорно его рассказывает, а также со знанием дела серьезно объясняет, что фокусы – это всего лишь иллюзия и ловкость рук артиста и т.д.

Как будто всем своим поведением старается демонстрировать: «Я принят в семье, обо мне здесь заботятся, мной дорожат». Андрей во многом старается подражать старшим ребятам, а они в ответ проявляют о нем неподдельную заботу.

На пороге нового учебного года в приемной семье Анкалевых  приятные хлопоты: примерка и покупка новых вещей и школьных принадлежностей.  Каждый из них ставит перед собой свои  задачи на новый учебный год, у каждого свои мечты. Но всех воспитанников этой дружной семьи объединяет одно – они уверены в завтрашнем дне, и если будут невзгоды на их пути,  они преодолеют их вместе.

Ирина Азаренко,
педагог-психолог ГУО «Быховский
социально-педагогический центр».