Мама, не уходи, или В детский сад без слез
Ваш ребенок первый раз идет в ясли или детский сад? Это серьезное испытание для всей семьи. Сразу возникает вопрос: как он отнесется к тому, что мама, которая раньше была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее придется быть с воспитателем и десятком других детей? Как вообще происходит адаптация, и что это такое?
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: меняется его распорядок дня, вводятся новые требования к поведению; приходиться постоянно контактировать со сверстниками, привыкать к новому помещению, таящему много неизвестного, а значит и опасного; применяется другой стиль общения.
Подобного рода изменения в жизни ребенка, создают для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Каждое утро, в течение нескольких недель мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача малыша.
Через это надо пройти, поэтому, уходя – уходите, не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети часто успокаиваются сразу после того, как мама уходит.
Естественные чувства любой матери: жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные ребенку страдания – все эти чувства усугубляются тем, что мама мало чем может помочь своему ребенку, по крайней мере, пока он в саду.
Собираясь в детский сад заранее расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Сводите его на экскурсию, что бы он представлял, что это такое.
Подробно расскажите ребенку о распорядке дня в дошкольном учреждении: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, чем чаще его вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Но при этом не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша, так как теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, разговаривайте о то, как прошел день и что нового и интересного он узнал.
Помните, что на привыкание к дошкольному учреждению ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
В первые дни желательно, чтобы ребенок находился в детском саду не более двух часов, затем постепенно увеличивайте время его пребывания в дошкольном учреждении.
Сохранить и укрепить психическое и психологическое здоровье детей, эмоциональное благополучие и душевный комфорт, содействовать эмоционально-личностному развитию дошкольников можно только совместными усилиями специалистов дошкольных учреждений и семьи.
Мария Шпаченко,
педагог-психолог центра коррекционно- развивающего обучения
и реабилитации.